ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ОПАСНЫХ СБЛИЖЕНИЙ И СТОЛКНОВЕНИЙ ВС В ПОЛЕТЕ

23.1. Меры

по предотвращению опасных сближений и столкновений ВС

П редупреждение опасных соли шений и пребот вращение столкнове ний НС между собой достигается це­лой системой мероприятий: верти нальным, продольным и боковым аше- лонирования-ми. точным выполнением за тинной пространственно временной траектории полета; соблютсннем установленных правил полетов; на­дежным управлением воздушным движением; применением технических срсчств предупреждения опасных сближений; осмотрительностью эки наже*й прн полетах н условиях низу альной видимости. Особенно вннма тельным должен быть экипаж при пролете аэродромов и точек пересече­ния ноз іуіцнмх трасс и местных воз душных линий.

Главное требование — точное вы держивание интерна юв эшелониро пиний Нормы эшелонирований уста­навливаются с учетом используемого правила полетов (ППІ1. Г1ВІ1. ОІ1ВГ1), точностных характеристик навигационно-пилотажного оборудо виния, средств УВД и требуемого уровня безопасности. Учитываются также оснащенность воздушных трасс наземными обзорными радиолокато рамп, скорость полета ВС. район по летов ч углы пересечения маршрутов Эти нормы приводятся в НПП ГА. они п рнодически пересматриваются Полеты ВС по воздушным трас сам. МЕЛ и установленным маршру там выполняются на заданных эше лонах (высотах) в пределах ширины трассы с соблю існием интервалов продольно’ю эшелонирования по Г1ПП, ПВП или ОГ1ВП в завненмо стн от скорости и высоты полета, времени суток, наличия непрерывного радиолокационного контроля с чем ли, высоты нижней границы облаков и видимости. Самовольное спрямле нпе или отклонение от за уанного маршрута запрещается В необходи мых случаях они производятся с раз решения диспетчера

Изменять назначенный эшелон (высоту) разрешается с соблюдением мер безопасности и по согласованию с диспетчером. При возникновении угрозы безопасности полета на за іанном эшелоне (встреча с опасны ми метсоявленнями, отказ авиатех

пики) командиру ВС предоставляет­ся право самостоятельно наменять эшелон полета и немедленно доло­жить об этом службе УВД.

Заданный эшелон полета Яаш вы — іерживаегси по барометрическому высотомеру, шкала давлення которо­го устанавливается на 760 мм рт. ст„ с учетом суммарной поправки к БВ,

г. е. //.ш. чі=//,ш— //£ Показа­ния высотомера с учетом Aсво — іятея в специальную табл. 22.1, кото­рой экипаж пользуется в полете.

Высота заданною эшелона толж — іа ныиржнваться по высотомеру ко — м! НТ шра корабля с учетом оереднен — ,юго показания всех бортовых высо­томеров Это требование введено для повышения безопасности полетов и своевременного выявления неисправ­ностей высотомерного оборудования ВС. Показания БВ с отклонениями но абсолютному значенню то 60 м на эшелонах с интервалами 300 м и

д. 100 м на эшелонах с интервалом 50л м считаются нормальными. Если же отклонение хотя бь. одного из вы­сотомеров превышает соответственно 60 и 100 м то необхо ш. мо осредиить показания БВ и затем вы и ржияать эшелон полета по высотомеру ко­чан тира ВС. а при прилете на аэро­дром дать указание о проверке БВ н приемников статистического дав ленмя

Осреднение nOKUJUHUil высотоме­ров проіізво 1НТСЯ в следующем по рятке. ВС выво штся на за тайный эшелон по показанию БВ коман тира корабли с учетом суммарной по­правки //«і, указанной в бортовой таблице для заданного эшелона (табл. 23 1)

Например, HJIU =8600, //, ,| =

= 8710 ч Правильность выдержива­ния требуемой высоты контролирует­ся по высотомерам второго пилота н штурмана Нш, для чего опре­деляются отклонения показании этих высотомеров ог табличных АН, = = //яр ф — Нтачп (с учетом знака), а затем вычисляется осрсднеинаи по­правка H,.rv к барометрическому высотомеру командира ВС

А/Лчср “ —ДЯі’

Т а б — т и ц а 23.1. Осреднение
показаний высотомеров, м

Показання

высотомеров

“к.

"и*

•чір. ф

8710

8740

8770

8640

Н гаС. і

8710

8620

8680

0

120

90

—70

где п — число высотомеров, использу­емых тля осреднения

Согласно данным табл. 23.1

^тт = g (Д^щ-і-Д//їп-f-

+ AWi„)= — “ (0+120 90)

= —70 м.

Новое значение приборной высоты на і, =8600 для БВ коман тира ВС ПОСЛе ОСреДНеННЯ Wk2=WkI +

+Д//иср = 8710—70=8610 м. Эта вы сота должна выдерживаться с откло­нениями не более ±30 м на многоме­стных и ±50 м на одноместных ВС Поправка к высотомеру КВС вводит ся только в случае AW„cp>|20 м|.

Современные магистральные ВС (например, Ил-86) оборудуются ин­формационным комплексом высотно­скоростных параметров (ПК ВСП). который при подходе к заданному эшелону за (150±С0) м и при откло­нении от на (60з=20) м выдает

световую сигнализацию (высвечива­ется табло «Эшелон»),

После вывода ВС на новую высо­ту полета //,..> командир должен бе Ніться в правильности осреднения — еелтт отнгонения показаний высотоме­ров второго пилота и штурмана от табличных уменьшились, то вычисле­ния А//„сг и Н,,2 произведены пра­вильно; если же они увеличились, то была допущена ошибка в расчетах н осреднение высоты необходимо про­извести заново.

В случаях ког іа Л//, второго пи­лота и штурмана но абсолютному значению превышают ИХ) м на эше

лонах с интервалом 300 м н 200 м на эшелонах с интервалом 500 м, командир обязан запросить у,*испст — іера непрерывный контроль за его полетом наземными средствами. Ре­шение о том. по какому БВ выдержи пять заданный эшелон, принимает ко­мандир в зависимости от конкретных условий.

При полетах по ПВП соблюдают — с следующие правила, папраг. денньн на предотвращение столкновения ВС между собой:

обгон впере :и летящего ВС дол­жен произво иться с правой сторо­ны, а при полете по кругу — с внеш­ней стороны круга е интервалом нс менее ЬОи м;

при полетах па пересекающихся курсах командир ВС, заметивший встречное ВС на той же высоте сле­ва от себя, должен уменьшить высо­ту полета, а командир ВС, обнару­живший другое ВС справа от себя, іолжен увеличить высоту полета та­ким образом, чтобы разность высот обеспечивала им безопасное расхож — існче. Ьсли при этом изменить высо­ту невозможно (наличие облачности, полет иа Нг.,з или другие ограниче­ний то командиры обязаны обеспе­чить расхож денне ВС разворотом. В процессе выполнения маневра пи­лоты должны вести визуальное на­блюдение друг за другом;

встречное движение ВС на о дной высоте по одному маршруту ниже нижнего эшелона запрещается. В слу­чае непреднамеренного сближения на встречных курсах командиры ВС должны отвернуть ВС вправо для расхождения их левыми бортами на безопасных интервалах.

Служба УВД предотвращает столкновение ВС, осуществляя не прерывный контроль за выполнением полетов. Она не должна допускать отклонений ВС от установленных воздушных трасс, коридоров и марш­рутов, а также сближения их на рас­стояние, менее безопасного.

При отсутствии непрерывного ра­диолокационного контроля на каж­дом эшелоне в зоне ожидания, а так­же в районе аэро дрома на одной вы­соте может находиться не более од­ного ВС.